На главную
Карта сайта
Написать письмо
   
Томское региональное общественное движение
«ДОСТУПНОЕ для ИНВАЛИДОВ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ» / ТРОД «ДИВО»
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
 
Свидетельство
о госрегистрации
№1037000004381
от 5.05.2003 г.






За образование для всех
ДИВО в ФейсбукеДИВО в Фейсбуке | ДИВО Вконтакте ДИВО Вконтакте
Ранняя коррекционная помощь

Ранняя коррекционная помощь даст возможность ребенку-инвалиду получить инклюзивне образование

Ранняя коррекционная помощь даст возможность ребенку-инвалиду получить инклюзивное образование, то есть учиться и общаться со здоровыми ребятами. По крайней мере, в это верят разработчики законопроекта, позволяющего родителям самим выбирать, где будет учиться их ребенок с ограниченными возможностями здоровья - в обычной школе или специализированной. Соответствующие поправки в Закон «Об образовании» уже внесены на рассмотрение депутатов.

Документы, закрепляющие права инвалидов на образование, появлялись и раньше. По словам первого зампреда Комитета по образованию и науке Госдумы Олега Смолина, который является разработчиком и этого закона, первый подобный законопроект был создан еще в 1995 году. Однако до сих пор ни один из таких законопроектов не был принят. Что ждет нынешний документ - тоже пока неизвестно, но его разработчики надеются, что Госдума примет закон уже в осеннюю сессию.

Найти общий язык

Законопроект предусматривает раннюю бесплатную коррекционную помощь всем детям с ограниченными возможностями здоровья. Это не обязательно дети-инвалиды. Это могут быть, например, ребята с задержкой психического развития. По словам президента межрегиональной общественной организации инвалидов Общество Даун-синдром Сергея Колоскова, если детям с отставанием в развитии не помочь вовремя, то они навсегда могут остаться такими и пополнить собой ряды инвалидов. Однако с помощью специалистов такие ребята скоро догонят своих сверстников и никогда не будут чувствовать себя ущербными.

По словам ректора Высшей школы экономики Ярослава Кузьминова, сейчас 70% семей с детьми-инвалидами не получают никакого педагогического консультирования. Они не знают, на что способен их ребенок, чему он может научиться. Если они и стараются его развивать, то действуют скорее на ощупь. Закон предполагает, что коррекционной помощью детям- инвалидам будут заниматься государственные дошкольные образовательные учреждения. Понятное дело, это потребует подготовки новых кадров совершенно с другим отношением к больным детям. Многие нынешние педагоги в обычных детсадах могут только испортить нервную систему обычного ребенка, а не помочь инвалиду.

Без профессиональной поддержки, только с помощью родителей, которые зачастую не знают, что делать, ему будет сложнее найти общий язык с обычными детьми.

По данным Минобрнауки, в России 450 тысяч инвалидов школьного возраста. И в три раза больше - полтора миллиона - детей с ограниченными возможностями здоровья, то есть детей, которые не являются инвалидами, но нуждаются в специальных образовательных условиях. Нередки ситуации, когда дети с ограниченными возможностями здоровья годами сидят в одном классе не в силах освоить программу. Такие дети, с согласия родителей, смогут учиться по индивидуальному плану, который будет создан на основе общеобразовательных программ, но с учетом возможностей ребенка и особенностей его психофизиологического развития. Если даже такую программу ребенок не может освоить полностью, то после окончания школы ему выдается свидетельство, где по годам указываются предметы, которые ему удалось изучить.

Образование на выбор

По словам юриста Российской общественной организации инвалидов Перспектива Светланы Котовой, новый законопроект также предполагает, что ребенок вместе с родителями может выбрать место учебы - общеобразовательную или специализированную школу. Куда бы инвалид ни пришел учиться, ему должны быть созданы соответствующие условия и туда должны быть направлены деньги, которые государство выделяет для этого ребенка , - пояснила она.

Если сейчас ребенок-инвалид идет в обычную школу, то школа не получает дополнительного финансирования. Государство платит за него столько же, сколько и за других детей. А если бы он учился в коррекционном учебном заведении, то государство выделяло бы на него, по словам Светланы Котовой, в 10 раз больше средств.

Даже если простые школы соглашаются принять детей-инвалидов, то чаще всего там все равно нет условий для их содержания. Родителям приходится собирать большие деньги, чтобы закупать для школы пандусы, подъемники.

Получать инклюзивное образование или учиться в коррекционной школе должно быть делом выбора семьи ребенка-инвалида.

Те, кто учится и общается со здоровыми детьми, лучше интегрированы в общество, им проще начинать взрослую жизнь, - считает Олег Смолин. - Зато в специализированных учебных заведениях, особенно если это хорошие школы, например для слепых, зачастую у детей есть больше возможностей получить хорошее образование и поступить в вуз.

В любом случае, дело государства - дать возможность для выбора и реализации права на обучение. Ведь, по данным Росстата, из 590 тысяч детей-инвалидов России образование получают менее половины - 250 тысяч. Из них 140 тысяч посещают общеобразовательные школы, 40 тысяч учатся на дому, около 70 тысяч - в системе специального образования.

По данным Ярослава Кузьминова, инвалиды составляют 22,2% трудоспособного населения страны. Они могли бы вносить вклад в экономику России, быть работниками, чувствовать себя полноценными личностями, но большинству из них не дают такой возможности.

Работа для инвалида

В 2004 году в высших учебных заведениях учились 16 624 инвалида. Это почти в 8 раз больше, чем 12 лет назад. По словам ректора Высшей школы экономики, вузы в России работают с инвалидами, но не получают государственного финансирования для создания условий инвалидам - это не предусмотрено никакими нормативными документами.

Нужно внести изменения в закон о высшем образовании, - считает Ярослав Кузьминов, - которые бы дали вузам право на осуществление образовательно-реабилитационной деятельности.

Высшие учебные заведения должны создать не только методики для людей с ограниченными возможностями здоровья, но и физические условия, чтобы инвалиды могли посещать занятия, - пандусы, туалеты, лифты, стоящие вровень с полом (чтобы могла проехать коляска).

По словам Олега Смолина, вложение денег в качественное высшее образование инвалидов оправдывает себя. В МГТУ им. Баумана уже не первый десяток лет готовят инженеров из студентов с ограничениями слуха. Экономические исследования показали, что вложения в этих студентов окупаются.

В любом случае, с высшим образованием всегда легче найти работу. Оно стало еще важнее теперь, когда на предприятиях для инвалидов постоянно сокращается производство. По данным Олега Смолина, если еще 20 лет назад на предприятиях Всероссийского общества слепых работало 52 тысячи человек, то сейчас менее 15 тысяч. Уменьшается количество занятых и на предприятиях Всероссийского общества инвалидов.

Работодатели, понятное дело, не стремятся брать на работу инвалидов, а закон о квотировании рабочих мест для них Госдума приняла пока только в первом чтении. Из-за негативных отзывов правительства и администрации президента дальше этот законопроект не пошел.

Безработица среди инвалидов есть во всех странах, но на Западе она сопоставима с безработицей здоровых людей. По словам Светланы Котовой, нашим работодателям было бы психологически легче взять на работу инвалида, если бы они до этого хоть раз сталкивались с подобными людьми. Если бы, например, в свое время такой ребенок учился с ними в одном классе, в одной группе в институте, то и доверия к людям с ограниченными возможностями было бы гораздо больше. Тогда работодатели при приеме инвалида меньше руководствовались бы принципом не связываться.

Общенациональная газета «Россия» №36 (1037), 20-26 сентября 2007 г.









Фоторепортаж с кинофестиваля

Конкурс лучших инклюзивных практик

Фоторепортаж с кинопоказа в лагере

Фоторепортаж Кубок МЕДВЕДИ НА ВЕЛОСИПЕДЕ
 

ТРОД «ДИВО» © 2007
Последние изменения: thu, 25 oct 2007 12:18:07 gmt


Томск Rambler's Top100